Poly&Pro – сообщество специалистов полимерной отрасли, где можно найти
ответы или поделиться опытом!

Эрик Леонидович Калинчев

Эрик Леонидович Калинчев
«Мы учились по «энциклопедии войны»

Новый гость нашей рубрики – доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, разработчик первой в мире – советской! – самонастраивающейся литьевой машины, Эрик Леонидович Калинчев. Читайте его рассказ «о времени и о себе».

Потому что идёт война

- Наверное, в детстве Вы мечтали изменить мир в лучшую сторону?
- Ваш вопрос применительно ко мне очень комплементарен. Очень. Спасибо, большое спасибо за высокую оценку моих детских способностей. Вы правы, в детстве мы действительно мечтали о МИРЕ. Я и мои сверстники все мечтали только о МИРЕ – о МИРЕ после победы над фашистской Германией.
По своему возрасту я отношусь к категории «Дети Войны». Все годы войны провел в Москве. Моим Университетом в дополнении к школе была война. Война меня и моих ровесников воспитывала и прививала свои представления о жизни. Моё основное семейное поручение в годы войны было «отоваривание» карточек на хлеб и продовольственные товары. Однажды в июле 1941 г. я спросил у мамы: «Почему мы раньше покупали белые, румяные и мягкие батоны хлеба, а теперь у нас какой-то серый и чёрствый хлеб». Мне очень спокойно и убедительно разъяснили: «Потому, что война». Я понял.

Калинчев - 2.jpg

Где-то в августе 1941 г. при бомбежке во двор упала бомба. Во всех прилегающих домах взрывной волной были выбиты все стёкла. Этот случай обошёлся без человеческих жертв. Очень быстро и организованно во всём доме без каких-либо просьб и обращений, без какой-либо оплаты вместо стёкол очень аккуратно вставили фанеру. В комнатах стало темно. Я спросил: «Почему фанера?» Мне очень ясно и понятно объяснили: «Потому, что война». Я понял.
Вторая бомба в 1942 г. упала от нашего дома с другой стороны. Это был жилой дом в Подсосенском переулке. Бомба срезала полдома по диагонали. Были жертвы. Я уже вопросов не задавал. Я усвоил – это война. Дом после войны был восстановлен.
В те военные годы хлеб в булочных выдавали по карточкам, развешивали хлеб на весах с гирями. Развешивали хлеб очень точно. В то время хлеб был самым важным продуктом. Поэтому всегда было два, а то и три довеска. Но зато точно.
В булочных иногда стояли беженцы из оккупированных районов, они просили помощи. Помню случай в 1942 г. В булочной стоял мальчик, примерно, моих лет. Он попросил у меня: «Дядя, дай хлеба». Меня первый раз назвали «ДЯДЯ». Я был горд и отдал ему все мои довески. Вечером я рассказал об этом дома. Мне объяснили, что во время войны дети взрослеют быстрее. Я никому не говорил, но после этого события считал себя дядей. Не могу не вспомнить случай радости, которого стыжусь всю жизнь. Это было в 1942 г. Я ехал на трамвае № 2 с Покровки в Марьину Рощу. Вышел из трамвая, иду вдоль путей. Вдруг вижу, лежат какие-то чистые листы бумаги, сложенные в четверо. Посмотрел. Это оказались карточки на хлеб. Четыре карточки. Одна рабочая и три детских. Я схватил их и спрятал в портфель. Это богатство. Прихожу домой и радостно отдаю маме драгоценную находку. Она смотрит на них безучастно. Потом молча положила их в карман. Проходит день, два, неделя. Я спрашиваю маму, а где карточки. Она отвечает. Я отдала их владельцам. Как отдала? Спрашиваю я. Она отвечает: «У этой женщины трое детей. Муж на фронте». Я ничего не ответил. Мама добавила: «Женщина выходила поправить стрелку трамвайного пути. Тогда, вероятно, карточки как-то выпали из ее кармана. Она вагоновожатая на трамвае № 2».
Я тогда тоже всё понял. Больше мы никогда не вспоминали этот случай. Я понял, что тогда я ещё не стал дядей, а только считал себя «дяденькой». Так учила нас Война.
Хорошо помню также случай в конце лета 1943 г. Мы проснулись от грохота пушек, с опаской подошли к окну. Небо все мелькало от разрывов снарядов. Впервые я увидел, как небо прорезается трассирующими пулями. Лучи прожекторов мечутся по небу. На улице что-то кричат. С опаской приоткрыли окно. Услышали, как во дворе кричат: «Ура! Ура! Ура!» Это был первый салют в Москве. Салютом отмечали разгром немецких войск на Курской Дуге.
Так мы прожили до конца 1944 г. Тогда нам всем опять вставили в окнах стёкла. Я не спрашивал почему. Я уже был большим, я уже себя называл «дяденькой». Мне было ясно, что Красная Армия скоро разобьет фашистов. В Мире скоро наступит Мир. Долгожданный Мир, в который мы все верили и ждали его. Мир, о котором нам вещала с плакатов, наклеенных на стенах московских домов, Родина Мать. Она уверенно «вещала»: «Идёт война народная, священная война», «Враг будет разбит. Победа будет за нами».
Все наши мечты в детстве были направлены только на то, чтобы день Победы наступил быстрее.

Калинчев -3.jpg

- Эрик Леонидович, расскажите, чем Вам запомнился День Победы?
- Праздник Победы в Москве был самый запоминающимся для меня. На улицах Москвы люди целовались, танцевали, смеялись, радовались. Некоторые женщины плакали. Я уже был большим. Я уже всё понимал.
Этот замечательный долгожданный Праздник! Этот праздник со слезами на глазах.
Сегодняшние ребята с их стремительным ростом интеллекта, подрастая и глядя на наш прекрасный МИР, желают его улучшить и ставят совершенно другие цели. Например, как сегодня предотвратить «наползание» соседней на нашу галактику или как предотвратить очередной взрыв наших Галактик, который по прогнозам ученых произойдёт, примерно, через 77 миллиардов лет. И это замечательно, что в настоящее мирное время дети могут мечтать о достижении высоких целей на благо всего человечества. И это одно из величайших достижений нашей Победы в Великой Отечественной Войне.

От учения – к умению

- Кто был Вашим любимым учителем в школе?
- Я благодарен всем моим дорогим и любимым учителям средней мужской школы № 661, в которую я поступил в трудный 1941 г. Школа находится близко от дома, на улице Покровка. В этой школе я учился до десятого класса. Моей замечательной учительницей с 1 по 4 класс была Мария Григорьевна Попова (её можно увидеть на первой фотографии – где наш класс). Трудно давать оценку своему педагогу в том возрасте, когда ребенок учится в начальных классах. Поэтому я делюсь только воспоминаниями. Тяжёлые военные годы, но я помню, что Мария Григорьевна была к нам всегда очень добра и внимательна. Я не помню случая, чтобы она повысила на нас голос и чтобы мы её ослушались. А мы были очень не дисциплинированные дети. Мы дрались между собой. Мы дрались с ребятами с другого двора. Но, уважая свою учительницу, в школе мы вели себя хорошо. Я до сегодняшнего дня, закрывая глаза, ясно вижу Марию Григорьевну, стоящую у учительского стола. Она для меня пример достойнейшего человека, который мне очень близок.
С пятого класса среднюю школу я стал воспринимать иначе. Появились новые специальные предметы. Образовательный процесс стал носить не только описательный характер, но и доказательный. Пятый класс мне запомнился, как открытие многообразия новых предметов, представлений, определений, возможностей с помощью приборов объяснить более сложные процессы, которые непосредственно не видны, а их понимание происходит через опыты, процессы и теоремы. Учёба меня все больше и больше захватывала, познавать мир становилось все увлекательнее и интереснее. Вопреки трудному послевоенному времени учителя школы старались дать нам как можно больше знаний. Учиться мне было интересно. Поэтому в мой галерее любимых учителей к Марии Григорьевне присоединились учителя по математике и физике. Я всегда с большим уважением и теплотой вспоминаю моих дорогих учителей. Я понимаю теперь, что все они отдали нам частицы своей души. Сейчас я хорошо понимаю, что они нас не только учили, но и воспитывали.
Спасибо всем моим дорогим учителям! Я им благодарен и всегда с теплотой их вспоминаю.

- Как к Вам пришло решение, что развитие отрасли переработки пластмасс – это дело Вашей жизни?
- В то время, когда мне пришлось решать этот вопрос (1951 г.), многие вообще не знали, что такое пластмассы. Для школьников это также было новым понятием. В тот период наш народ вершил свой очередной подвиг – восстанавливал разрушенную фашистами страну, особенно её европейскую часть.
Я окончил школу с медалью. По тем временам «медалистам» предоставлялось право поступать в любой вуз без вступительных экзаменов. Надо было только правильно выбрать институт. Я этим и воспользовался.
Начиная с восьмого класса, я читал все научно-популярные журналы. Меня очень интересовала генетика. Я хотел даже поступить в Московский Университет на эту специальность. В тот период, когда я заканчивал школу, по этому вопросу были дискуссии.
В Московском институте химического машиностроения (МИХМе) была кафедра по высокомолекулярным материалам. Самое главное, что я усмотрел, что эта кафедра специализировалась по оборудованию и конкретным вопросам переработки высокомолекулярных материалов. Привлекало то, что это было новое направление, новые материалы, новые свойства, новые понятия, новое оборудование и т.д. Важным для меня было то, что МИХМ давал инженерный диплом по этой специальности. Я подал заявление в МИХМ на неё.
Кафедра в течение всех лет развития промышленности пластмасс оставалась на передовых позициях. Выпускники кафедры стали основным кадровым звеном создателей «Большой Химии». К решению сложных отраслевых задач в первую очередь привлекали выпускников кафедры. Можно привести показательный пример. В 1960-1980 годы переработка пластмасс интенсивно развивалась. Увеличивался объём производства пластмасс и расширялся их марочный ассортимент, требовалось освоение новых видов полимерной продукции. Возрастали требования к повышению производительности и эффективности производств, а также к качеству продукции. Всё это требовало создания отраслевого Научно-производственное объединения по переработке пластмасс.
Организация этой сложной задачи была поручена ведущему учёному в области переработки пластмасс, доктору технических наук, профессору, выпускнику МИХМа – Всеволоду Васильевичу Абрамову. Он выполнил поставленную задачу в полном объёме и успешно возглавлял созданное им НПО.

Калинчев - 4.jpg

- Расскажите, пожалуйста, о Ваших главных учителях – профессоре А.Н. Левине и профессоре М.С. Акутине: как они стали Вашими наставниками, как складывались Ваши отношения, как они повлияли на Ваше становление как профессионала?
- Абрам Наумович Левин – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой, на которой я учился. Абрам Наумович – крупный специалист с большим производственным стажем и опытом работы. Он хорошо знал производство, непосредственно участвовал в становлении и развитии отечественной промышленности переработки пластмасс. Был главным инженером одного из Главных управлений Химпрома. Хорошо понимал основные тенденции развития экономики страны и активно их развивал. Хорошо понимал потребность полимерной промышленности в специалистах различного профиля. Поэтому организовал первую в нашей стране подобную кафедру по подготовке специалистов в индустрии пластмасс. Он пользовался большим уважением в коллективе преподавателей и среди специалистов отрасли. Его отличали выдержанность и доброжелательность.
Промышленность пластмасс делала первые шаги. Специализация кафедры была востребована. Кафедру окончили многие известные специалисты, которые в дальнейшем руководили крупными предприятиями промышленности пластмасс.
В пятидесятые годы, когда я учился, в промышленности внедрялись образы новой передовой техники формования таблеток из фено- и аминопластов. Таблетирование исходного сырья стало одним из факторов повышения производительности переработки этих наиболее крупнотоннажных на тот период материалов. Я выразил желание в курсовом и дипломном проектах развивать это наиболее прогрессивное, новое в то время оборудование ротационного типа. Абрам Наумович меня поддержал, организовал курсовую и преддипломную практики на ленинградском предприятии, на котором разрабатывали и изготавливали эти новые машины. Для меня был очень важен этот этап учебной работы. Я приобрел неоценимый опыт работы по созданию новой техники.
Впоследствии Абрам Наумович Левин стал моим научным руководителем при выполнении мною научно - исследовательской работы на соискание учёной степени кандидата технических наук. Я благодарен ему за ценные рекомендации по постановке научной работы, хорошо помню обсуждение с ним полученных результатов и его советы по использованию результатов для развития отечественного оборудования и технологии переработки пластмасс.
Модест Сергеевич Акутин – директор Научно-исследовательского института пластмасс, доктор химических наук, профессор. Известный ученый, заведующий кафедрой Химико-технологического института им. Д.И. Менделеева. Запоминающейся и значимой для меня была встреча с Модестом Сергеевичем. Он собрал всех выпускников вузов, которые в 1956 г., как и я, пришли на работу в Институт пластмасс. В этот период он был директором Института. На этой встрече Модест Сергеевич рассказал об истории института. Она непосредственно связана с развитием полимерной науки в Советском Союзе. Именно поэтому Институт сегодня носит почётное имя одного из основоположников развития полимерной науки и разработчика новых материалов – имя Григория Семёновича Петрова. Модест Сергеевич рассказал, что институт был образован в апреле тяжёлого 1943 г. на базе Московского экспериментального завода пластических масс в качестве головного научно-исследовательского и проектного института промышленности пластических масс и синтетических смол. В годы войны институт поставлял материалы для боеприпасов, средств связи, военной техники и вооружения. Модест Сергеевич подчеркнул, что в предвоенные и военные годы на заводе и в институте сложилась традиция – выполнять поручения руководства с наибольшей эффективностью и в кротчайшие сроки, с большой ответственностью, присущей ведущему институту страны.
Мы, молодые специалисты из ясной, аргументированной и литературно очень красивой речи Модеста Сергеевича поняли, каким должен быть современный квалифицированный специалист, чтобы соответствовать и обеспечивать ускоренное развитие полимерной химии, новой технологии и оборудования. Нам всем – молодым специалистам, запомнилась эта встреча с Модестом Сергеевичем. Модест Сергеевич был интеллигентным человеком, хорошо играл на фортепьяно, всегда доброжелательно общался с коллегами и подчиненными независимо от их положения и ранга.
Запомнилась значимая для меня встреча, когда Модест Сергеевич поручал мне задание на разработку исходных данных на гамму отечественных литьевых машин, не освоенных на тот период в нашей стране. Он подчеркнул большую важность и ответственность за выполнение отраслевого поручения в установленные сроки руководителей Института и исполнителей. Указал на большое доверие, которое возлагается на Институт руководством Министерства. Я выразил понимание, готовность и ответственность за выполнение этого отраслевого поручения. Я всегда помню эту встречу с Модестом Сергеевичем.
Я проработал в коллективе институте длительную трудовую жизнь и обращал внимание на то, что коллектив Института, особенно старшее поколение сотрудников, всегда поддерживал традиции эффективности и ответственности в своей работе.


О «Большой химии» и «искусственном интеллекте»

- Как Вы можете охарактеризовать тот период, когда столь бурно развивалась индустрия переработки пластмасс? Без чего невозможен был бы этот рост?
- Период, который вы называете бурным развитием индустрии пластмасс в нашей стране, можно отнести к 60-80 годам прошлого столетия. В послевоенные годы страна жила напряженной трудовой жизнью по восстановлению народного хозяйства, разрушенного во время войны. В 1958 г. Руководство нашей страны в продолжении комплексного развитие экономики приняло Постановление об ускоренном развитии «Большой Химии». В этот период пластмассы воспринимались как новый и перспективный вид сырья, который находит применение практически во всех областях экономики. Такое восприятие нового вида сырья в последующие годы полностью подтвердилось. Сегодня признано, что пластмассы – это основной вид сырьевых ресурсов мировой экономики, который занимает ведущие позиции как по широте областей применения, так и по экономическим показателям. Сегодня объем выпуска пластмасс в мировой экономике больше, чем других видов сырья. Поэтому очевидна обоснованность и своевременность принятия Постановления о «Большой Химии». В рамках «Большой Химии» планировалось производство практически всех видов полимерных материалов (крупнотоннажных, конструкционных, термостойких) в широком марочном ассортименте. При разработке основных направлений развития были привлечены не только химики, полимерщики, но и станкостроители для организации производства основных видов нового оборудования для получения и переработки пластмасс.
Основная цель работ по созданию отечественного оборудования заключалась в экономии инвестиций на приобретение импортного оборудования. Могу пояснить на примере работ, в которых я принимал непосредственное участие. Например, в результате нашего тесного сотрудничества с заводскими специалистами Станкопрома впервые в нашей стране были разработаны и созданы литьевые машины с объемом отливки от 8 до 2000 см3, разрабатывалась машина с объёмом отливки до 4000 см3 и др. В результате этой работы Минстанкопром обеспечил потребность страны по литьевым машинам в требуемом объеме. Все типоразмеры машин выходили по нашим авторским свидетельствам на изобретения. Это позволило существенно сократить импорт зарубежных литьевых машин. Созданы отечественные двухшнековые компаундеры для термопластов. Нужно подчеркнуть, что все это оборудование было разработано нами на основе собственных конструктивных решений без закупок зарубежных лицензий.

Калинчев -5.jpg

Выполнение Постановления стало возможным благодаря высокому уровню отечественной академической и отраслевой науки, благодаря высокому профессионализму научных, научно-технических, производственных и административных кадров Химпрома и Станкопрома. Свой большой вклад в выполнение Постановления внесли высококвалифицированные специалисты проектных организаций. Успех в выполнении поставленных задач был достигнут благодаря слаженности и высокому уровню организации и координации работ предприятий, подведомственных Минхимпрому и Минстанкопрому. Тот период работ был успешно реализован по всем поставленным Руководством страны задачам.
Если кратко оценить результаты того взрывного подъёма работ по полимерной химии тех лет, то нужно отметить следующее. Ко второй половине 90-х годов мы вполне обоснованно планировали достигнуть уровня производства пластмасс, который сопоставим с уровнем общего производства пластмасс всей Европы. При этом работы проводились в ясном понимании того, что объёмы производства пластмасс в Западной Европе, в восточных странах – Японии, Ю.Корее, Китае и др., в странах арабского мира существенно увеличиваются. Расширяется ассортимент пластмасс и улучшается их качества. Вы спрашиваете, без чего невозможен был бы этот рост? Этот рост был невозможен без глубокого осознания советским народом своего единства и могущества после разгрома фашистской военной машины. Этот рост мог быть достигнут только благодаря полной концентрации внутренних ресурсов нашей страны на решение своих хозяйственных и оборонных задач. А также благодаря массовому осознанию необходимости постоянного развития своей экономики. И сейчас опережающее развитие нашей страны и повышение её мирового уровня невозможно без массового осознания своей монолитности, уникальности нашего государства как по богатству, так и по размеру территории. А также без массового осознания необходимости защиты своих национальных интересов.

- Как называлась первая полностью автоматическая литьевая машина, созданная по Вашему патенту? Какое значение для отрасли имело это изобретение? Продолжается ли производство таких машин сейчас?
- Позвольте начну с краткой истории организации выпуска и развития литьевого оборудования для пластмасс в нашей стране. В соответствии с решением Правительства от 1958 г. было принято Постановление о проведении широкого комплекса работ по развитию экономики страны на перспективу – принята программа «Большая Химия». Одним из направлений этой программы стала разработка и освоение производства литьевого оборудования для переработки пластмасс. Начало работ - январь 1960 г. До этого времени литьевые машины для пластмасс в нашей стране не выпускались. Выпуск этого нового оборудования был поручен Минстанкопрому – профильному ведомству по станочному оборудованию. Технологическая часть работы, включая разработку технических заданий на гамму литьевых машин и конструктивных решений узлов машин, была поручена Институту пластмасс, который относился к Минхимпрому. До этого времени специализированных конструкторских подразделений по разработке конструкций литьевых машин, а также производственных предприятий по производству такого оборудования в нашей стране не было. Всё приходилось начинать с нуля и выполнять работу в кратчайшие сроки.
Работы по созданию литьевых машин в мире были начаты в США в 1863 г. Конструктивное оформление литьевых машин, как промышленного оборудования, сложилось только к 30-ым годам прошлого столетия. Только в 1956 г. литьевое оборудование приобрело основные современные конструктивные решения, которые применяют по настоящего времени. В конце 50-х годов литьевые машины серийно выпускались в США, Германии, Франции, Италии, Англии, Швейцарии, объём отливки, освоенный в те годы, доходил до 4 кг.
Автор этих строк является разработчиком технических заданий на отечественную гамму литьевых машин. Эти задания положены в основу всех конструкций отечественных литьевых машин. С целью совершенствования технологии литья и конструкции машин автор этих строк со своими коллегами в Институте непрерывно занимался исследованием процессов литья. Для этих исследований была создана сложная по тем временам система тензометрического изучения процессов, происходящих на всех стадиях процесса литья в основных конструктивных узлах машины.
Фундаментальное изучение процессов литья и тщательный анализ действий высококвалифицированных наладчиков при наладке работы литьевых машин привели автора этих строк к идее - создать литьевые машины с новой системой управления. Эта система «берёт» на себя функции опытного наладчика. Она сама по заданному ей алгоритму настраивает работу литьевой машины, т.е. корректирует технологические параметры литья (давление, температуру, скорость, продолжительность технологических стадий отдельных операций и др.) таким образом, чтобы оптимальным образом выйти на нужный технологический режим литья, обеспечивающий требуемое качество деталей. В отличии от наладчика система управления контролирует и поддерживает нужный (оптимальный) режим литья постоянно – в каждом цикле. Для этого система корректирует параметры литья в случае появления отклонений в работе оборудования или нестабильности свойств сырья.
Для описания разработанного принципа автоматического управления литьевой машиной в авторском свидетельстве в то время был применен термин «Самонастраивающаяся машина». В тот период - 1962 год термин или словосочетание: «Искусственный интеллект» в промышленности не применялся. Словосочетание «Самонастраивающаяся машина» было использовано в авторском свидетельстве № 184415, заявленном от 11.04. 1962 г. за № 773438\23-5, опубликованном 21.07. 1966 г., бюллетень № 15, Кл.39, 1/00; УДК 678.057.74 (088.8), МПК В29. Называется авторское свидетельство: «Литьевая машина». В описании приведен новый принцип работы литьевого оборудования на тот период: «Самонастраивающаяся литьевая машина».
В 1972 г. в УкрНИИСИПе была создана Самонастраивающаяся литьевая машина и принята Госкомиссией. В 1974 г. моя ученица – Николенко Татьяна Павловна (на тот период уже директор УкрНИИСИПа) защитила в Институте пластмасс диссертацию на соискание учЁной степени кандидата технических наук по теме: «Создание термопластавтомата с автоматическим управлением процессом литья и исследование его работы с обратной связью». Идея нашего авторского свидетельства, появившегося более 50 лет назад, о создании литьевой машины с автоматической системой постоянного контроля и регулирования технологических параметров для обеспечения требуемого качества литьевых деталей, получила широкое распространение в настоящее время. Литьевые машины с такими системами управления получили название «машины с искусственным интеллектом».
Сам термин «искусственный интеллект» впервые был примёнен в середине 80-х годов. Применили его математики для рутинных расчетов в простейших системах экспертного назначения.

Калинчев - 6_.jpg

По мере изучения процесса литья и появления новых инструментариев системы управления литьевыми машинами, конечно, существенно и стремительно совершенствуются. Системы начинают выполнять все более и более сложные функции. Автоматические системы постоянного контроля и регулирования технологических параметров оптимизируют технологический процесс литья и повышают его эффективность. Повышают стабильность процесса, позволяют получать качественные детали со стабильными размерами. Обеспечивают экономию дорогостоящего сырья.

- Кто Ваши лучшие ученики? Какой вклад они внесли в развитие отрасли?
- Ваши вопросы кажутся простыми, но ответить на них не просто. Как ответить, кто лучший из ваших детей? Могу определенно сказать, что все мои ученики – люди способные, творческие, креативные, ответственные, активные, контактные, дисциплинированные. Они пришли делать научную работу в коллективе единомышленников отраслевого научно-исследовательского института. Любой научно-производственный коллектив требует от сотрудников соблюдение перечисленных качеств. После защиты кандидатских работ ученики успешно работают в индустрии пластмасс. В ходе своей производственной деятельности успешно решают вопросы, связанные с реальными производственными и научными задачами. Все без исключения вносят свой индивидуальный творческий вклад в свою работу. Все ученики – люди творческие и известные в отрасли, имеют свои оригинальные работы и научные публикации. Все они на хорошем счету в своих коллективах, многие из них успешные руководители.
Мне дороги все мои ученики!
Кого выделить? Я могу выделить того, кто своим личным авторитетом добился наибольшей общественной известности, кто сам благодаря своим усилиям достиг наибольшего общественного и профессионального признания.
Это председатель Общества Переработчиков Пластмасс, ОПП, серьёзный ученый и высококлассный специалист – Михаил Львович Кацевман. Он в совершенстве владеет техническим уровнем отечественной индустрии пластмасс и сегодняшним состоянием зарубежной промышленности. Сегодня главная задача ОПП – повышение производительности и эффективности предприятий ОПП. Уверен, что он сможет добиться успехов в решении этой сложной комплексной задачи.
Я хочу пожелать моим дорогим ученикам здоровья и больших творческих успехов!

О личном и творчестве

- Как Вы отдыхали? Где бывали? Что особенно запомнилось?
- До сорока лет я отдыхал в турпоходах. Мои туристические походы были только на вёслах. Диапазон – европейская часть России, Урал. Запомнился один случай. Мы на лодке попали между стенкой шлюза и корпусом многопалубного туристического корабля. Ждали исход – проскочи или корабль нас раздавит о стенку. Все обошлось, но матросы нас долго и зло ругали. После сорока лет отдыхал на даче. Воспитывал сына.

- Из-под Вашего пера вышли книги, статьи, изобретения. Есть ли у Вас в планах создать что-то ещё?
- Желание создавать, заниматься творчеством безусловно есть, без него трудно представить жизнь. Практика моей работы показала, что планы рождаются под конкретные и четко сформулированные идеи, под творческие дела, уже продуманные и конкретные задачи. Рабочие материалы обычно накапливаются в ходе работы и нуждаются в обобщении, требуют дать им толкование и оценку, а также форму возможного практического выражения.

Калинчев - 7.jpg

Большие творческие дела – реальные, подлежащие разработке всегда требуют планирования для возможной реализации такого самовыражения. В планы могут входить реалистичные озарения – создание авторских свидетельств на изобретения, написание статей. Желания – это потребность материализовать постоянно рождающиеся идеи в виде обобщений, догадок, изобретений и оформление их в форме, пригодной уже для последующих обобщений.
Так работал раньше, надеюсь, что и в дальнейшем будет так же.

Фотографии с сайта Journal.plastic-pipes.ru и из архива коллег Эрика Леонидовича.




26.06.2019 0 346
Вернуться к списку