Poly&Pro – сообщество специалистов полимерной отрасли, где можно найти
ответы или поделиться опытом!

Владимир Семёнович Осипчик

Владимир Семёнович Осипчик

«Смелость города берет!»

У нового гостя нашей рубрики – Владимира Семёновича Осипчика – званий и регалий не счесть. Доктор технических наук, профессор, Заслуженный химик РФ, Почетный работник высшего образования и химической промышленности РФ, Изобретатель СССР, реставратор высшей категории, автор более шестиста научных публикаций… Однако сегодня нам захотелось узнать Владимира Семеновича поближе не только как профессионала высшего класса (хотя куда же без этого!), но и просто как человека – отзывчивого, веселого, общительного. Мы решили поговорить о юности нашего героя, о сложной жизни в оккупации, о лихих девяностых, целине, оптимизме и многом-многом другом.

- Владимир Семенович, поделитесь детскими воспоминаниями.

- Детства, в прямом понимании этого слова, у меня не было. Родился в Минске и, когда началась война, мне едва исполнилось четыре. Отец ушел на фронт, а мама стала связной партизанского отряда. Три года жизнь протекала в оккупации. Поэтому я очень хорошо помню бомбежки, пожары, разруху, обыски, бомбоубежища. Мы видели много пленных, убитых, раненых. Для ребенка это тяжелые впечатления, они навсегда остались в моем сердце. Выжить в те трудные годы помогли родные из деревни, которые, по возможности, поддерживали продуктами, иногда забирали к себе пожить.

На всю жизнь запомнил день освобождения Минска от фашистов – 3 июля 1944 года – и ночной салют потом. К тому времени город почти весь был разрушен, особенно тот район, в котором мы жили, но все были счастливы, строили планы на мирную жизнь. Я, конечно же, мечтал о школе. В 1944 году мне удалось в нее поступить, хотя с этим были огромные трудности – в оккупации школ не было, да и после войны учиться принимали в основном тех, кому уже исполнилось лет десять. Мне же повезло исключительно благодаря заслугам мамы - партизанки. В средней школе я увлекся спором и занимался им вдохновенно. Хоть спортивных залов и секций было гораздо меньше, чем желающих их посещать, мне чудом удалось оказаться зачисленным сначала в секцию акробатики, а потом – спортивной гимнастики. Ну, а после физической нагрузки заслуженной наградой всегда был душ, ведь попасть в послевоенные годы в городскую баню было большой удачей.

- Итак, спорт в жизни человека – это важно…

- Безусловно. Любовь к спорту я пронес через всю жизнь и хочу сказать, что именно он во многом сделал из меня нормального развитого человека. На себе убедился, что физические нагрузки воспитывают упорство, умение выкладываться до предела. Развивается чувство разумного риска, вырабатывается умение полностью доверять тренеру и брать ответственность за результат перед товарищами. Эта способность «брать ответственность за свои поступки» мне очень пригодилось в жизни. Она характеризует мужчину только с лучшей стороны, поэтому ответственности я не боялся никогда. К сожалению, серьезная травма не позволила мне стать мастером спорта, как и не позволила поступить в высшее военно-морское училище, хотя много лет я к этому готовился. Случай повернул жизнь на 180о, но я ни о чем не жалею. Спортивный характер пригодился.

- А какой предмет в школе был любимым?

- Конечно, физкультура. Помню, что одним из первых тогда получил значок ГТО второй степени. Заслуга в этом была, безусловно, прекрасных учителей, многие из которых были фронтовиками – нашими авторитетами. Таких замечательных людей, как они, которые в голодные послевоенные годы столь преданно служили своей профессии, отдавая сердца нам, детям, встречал потом не часто. Они стали для меня настоящим примером и «заразили» педагогикой в хорошем смысле этого слова. С девятого класса я помогал учителю физкультуры вести секцию гимнастики и практически был уже готовым тренером.

В редкие часы отдыха

- Владимир Семенович, а как вы оказались в МХТИ?

- В своей белорусской школе я занимался с интересом и весьма успешно: в аттестате было всего три четверки. Однако учеба давалась сложно, ведь в послевоенном Минске возможности были ограничены – не хватало учебников (всего 3–4 на класс), тетрадей, учителей-предметников... Поэтому по уровню подготовки я все же уступал выпускникам московских школ, да и родной белорусский говор не шел мне плюсом. Однако, как говорится, «смелость города берет!»… Поэтому после долгих колебаний, в 1956 году все же рискнул и решил поступать в МХТИ им. Д.И. Менделеева. Успешно сдал вступительные экзамены, с тех пор вся моя жизнь связана с этим вузом. Даже с будущей женой познакомился в его стенах на первом курсе, а на пятом – женился на ней. Мы практически всегда были вместе, так остается и сейчас.

- Трудно было начинать?

- Да, первые шаги в Москве дались непросто: непривычная самостоятельная жизнь, сложная работа аппаратчиком – чтобы материально ни от кого не зависеть приходилось подрабатывать, новый студенческий коллектив... Однако все мы знаем, что Москва слезам не верит… Да и меня «голыми руками» взять сложно, потому что характер достался упорный, перед трудностями никогда не пасовал – шел вперед. Поэтому постепенно все наладилось, с ребятами я подружился, и со временем меня избрали секретарем комсомольской организации курса. Вспоминая те годы, когда необходимо было совмещать учебу с общественной жизнью и работой на предприятии, понимаю, что все было не зря! Научился тогда ценить время, проявлять настойчивость и инициативу, узнал цену труду, ведь работать приходилось по 18 часов ежедневно. Это была настоящая школа жизни.

Особенно сложным для меня оказался 1957 год. Тогда командиром студенческого целинного отряда я поехал в Красноярский край, где было трудно, но безумно интересно. Во мне, как и в других ребятах, в тот момент стали проявлялись лучшие качества студентов: чувство коллективизма, умение и желание оказать помощь товарищу, самоотверженность и безотказность. Все, кто побывал на целине, стали другими: повзрослели, повысили собственную самооценку... Интересно, что к моменту нашего возвращения, а это было 4 октября 1957 года, запустили первый искусственный спутник земли – грандиозное событие, которое не оставило равнодушным никого, и мы все искренне ликовали, потому что гордились Родиной, ее достижениями… А деньги, заработанные за те три месяца, были разделены тогда поровну между всеми членами отряда. Никто ничего не имел против, потому что в те времена гордость и патриотизм ценились гораздо выше материальных благ. Многие получили грамоты, благодарности… и очень были рады тому, что Родина оценила их труд. Мне тоже был вручен знак ЦК ВЛКСМ за освоение целинных и залежных земель.

Заседание целинного штаба. Командир отряда

- А друзей новых повстречали на целине?

- Дружба, зародившаяся в студенческих целинных отрядах, дорогого стоила. Так и со мной произошло. На целине я познакомился и сдружился с замечательным человеком, секретарем комитета комсомола института – Валерием Легасовым. В дальнейшем нам с ним не раз приходилось решать административные вопросы и на втором курсе по его рекомендации меня избрали в институтский комитет ВЛКСМ, в дальнейшем стал Секретарем комитета комсомола института.

Секретарь комитета комсомола

- Владимир Семенович, Вы стояли у истоков создания специальности «Технология переработки пластмасс» в МХТИ им. Д.И. Менделеева. Расскажите немного.

- Это было в 1960 году. Назначенный тогда заведующий кафедрой, директор НИИ пластмасс Модест Сергеевич Акутин попросил меня подобрать десять хороших студентов с курса. Так и была сформирована первая группа по новой специальности, а я попал на кафедру технологии переработки пластмасс, на которой работаю и сегодня. За это время прошел все этапы: аспирант, ассистент, доцент, профессор, заведующий кафедрой в течение двадцати лет. В общей сложности только педагогический стаж у меня 55 лет, а любимой кафедре в прошлом году исполнилось шестьдесят. Все эти годы мы вместе.


В общей сложности только педагогический стаж у меня 55 лет, а любимой кафедре в прошлом году исполнилось шестьдесят. Все эти годы мы вместе.

С первых дней своего существования она заняла достойное место в системе образования, всегда была ведущей среди родственных структур, имела большие успехи в развитии промышленности пластмасс, подготовила более пяти тысяч специалистов и четыреста пятьдесят кандидатов наук. Работа всегда была успешной и плодотворной, только мной подготовлено шестьдесят кандидатов наук, пятнадцать из них – иностранные учащиеся. Кстати, сегодня кафедру возглавляет ее же выпускница – Ирина Юрьевна Горбунова.

- Наука и производство… В Вашей жизни между этими понятиями есть взаимосвязь?

- Безусловно, и немаленькая. Об этом аспекте моей жизни и работы можно говорить долго, потому что он объемный. Гордиться, конечно, есть чем! Например, в девяностые годы наша кафедра, учитывая возможности отечественной промышленности, стала активно разрабатывать проекты и сдавать их «под ключ». Особенно успешным оказалось производство листов и одноразовой посуды в Уфе – оно и сегодня одно из самых крупных в стране. Участие в создании серийного производства дугостойких материалов, ламинатов из ПВХ, создание производства литьевых реактопластов для электрохимической промышленности и нового класса композиционных материалов – полимерных керамопластов (и потом его успешное внедрение на десятки предприятий) решило целый перечень проблем в ряде отраслей промышленности. А еще мы одними из первых начали производство модифицированных полиэтиленов, которые потом были внедрены в строительство и производство пленочных материалов, улучшили свойства полимерных материалов. Как правило, выполненные работы подтверждались авторскими свидетельствами и патентами, которых у меня более ста пятидесяти, а разработка полимерно-керамических материалов была отмечена золотой медалью на I Всесоюзном конкурсе научных работ Министерства высшего образования РФ. Я успешно внедрил в производство более тридцати авторских свидетельств и патентов с научно-техническим и экономическим эффектом, за что получил звание «Изобретатель СССР».


Успешно внедрил в производство более тридцати авторских свидетельств и патентов с научно-техническим и экономическим эффектом, за что получил звание «Изобретатель СССР».

- С чем связано открытие Испытательного Центра «Эртан-РХТУ»?

- Необходимо было расширять связи с промышленностью, улучшать материально-техническое оснащение кафедры, поэтому в июле 1995-го я стал руководителем Испытательного Центра «Эртан-РХТУ» по сертификации полимерных материалов. Испытательная лаборатория была аккредитована в системе ГОСТ-Р Госстандартом России в качестве независимой и технически компетентной. В область ее аккредитации входил огромный спектр задач, касающийся практически всех сфер полимерных материалов и технологий. Работа центра открыла возможность расширения контактов со многими предприятиями различных отраслей и сфер производства. Постоянно проводились поверки используемого оборудования в организациях Госстандарта, совершенствовались технологии, используемые на сертифицируемых предприятиях.

- А как пережили «лихие девяностые»?

- С энтузиазмом, ведь главное – это не опускать руки! Никто не говорит, что было просто, но все трудились, потому что характерное для того периода снижение конкурса в технические вузы нужно было как-то исправлять. Чтобы поддержать престиж нашей кафедры, пришлось пойти на создание специальности на стыке технических и экономических дисциплин. Совместно с кафедрой товароведения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова мы организовали первую в России новую специализацию «Технология товароведения полимерных материалов и изделий». Разработали учебные планы и рабочие программы ряда дисциплин, организовали лабораторный практикум, подготовили преподавателей... Все это позволило повысить интерес абитуриентов и увеличить прием.


Нужно было идти в ногу со временем. С этой целью в 2014 году создали новое направление подготовки по энерго- и ресурсосберегающим процессам в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии.

Чтобы обеспечить финансирование и стабильность работы мы пошли по пути создания учебно-научно-производственных центров с рядом предприятий: Колтек, ЦАГИ, НПО «Пластик»... Были организованы филиалы кафедры, заключены договоры о научно-техническом сотрудничестве. Это дало возможность решить проблему организации производственных практик и распределения выпускников.

В отрасли переработки пластмасс в то сложное время как раз происходили серьезные структурные изменения, поэтому требования к специалистам сильно выросли. Мы должны были идти в ногу со временем и с этой целью в 2014 году создали новое направление подготовки по энерго- и ресурсосберегающим процессам в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии. В результате получили разрешение увеличить прием в бакалавриат и магистратуру.

- Чем Вас привлекает преподавательская деятельность?

- Я фанатично предан своему делу, готов взаимодействовать со студентами вне учебных рамок. Не раз мне поступали серьезные предложения сменить место работы, но я отказывался, потому что хорошо помнил слова ректора С.В. Кафтанова: «Хоть дворником, но в МХТИ им. Д.И. Менделеева!» С тех пор данным принципом и руководствуюсь (смеется)… А вообще, я считаю, что мне в жизни крупно повезло, ведь как преподаватель и ученый я сформировался именно в МХТИ – одном из лучших вузов страны. По сей день стараюсь заинтересовать молодежь, научить их видеть собственную перспективу в будущей специальности – считаю это главным. Поэтому ищу новые формы работы, доказываю вчерашним школьникам, что учеба в Москве открывает им новые возможности – нужно только взять их. Кстати, в МХТИ мне удалось создать студенческую лабораторию на хоздоговорных началах. Это необычный проект, ведь все функции – от зарплаты до отчета – возложены на студентов. Рад, что ребята справились.

- Вы, как педагог, строги или лояльны?

- Мне кажется, я весьма лояльный преподаватель. Пытаюсь понять и поддержать студентов, помогаю, вникаю в трудности, заглядываю «на огонек» в общежитие... Но приходится бывать и строгим. Особенно не люблю бездельников. Тем не менее, придерживаюсь принципа объективности и уважительности. Поэтому, когда сталкиваюсь с кем-то из выпускников на предприятиях, встречи проходят тепло.


Считаю, что мне в жизни крупно повезло, ведь как преподаватель и ученый я сформировался именно в МХТИ – одном из лучших вузов страны.

- О каком периоде жизни особенно приятно вспоминать?

- Наверное, о времени, когда много ездил по стране, путешествовал. Это тоже связано с работой. Тогда на кафедре нами была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория химической технологии реставрации и консервации памятников истории и культуры Минвуза и Министерства культуры РФ. Двигаться в этом направлении было необычайно интересно, так как речь шла о научных основах создания современных материалов полифункционального назначения и принципиально новых технологических процессах. Все они потом нашли широкое применение при проведении реставрационно-консервационных работ по укреплению памятников истории и культуры. Памятники деревянного зодчества, изделия из всевозможных металлов и камня – особенно археологического – в различных регионах России и странах СНГ завораживали нас мощной исторической энергетикой. Именно тогда я стал много путешествовать и, возможно, тот период моей жизни был одним из самых насыщенных и позитивных. До сих пор с удовольствием вспоминаю работу в доме-музее Короленко в Геленджике и в Анапе – на восстановлении древнего города «Горгиппия», в Новороссийске – на реставрации памятника «Малая Земля», в Гиссарском заповеднике Таджикистана, в Волгограде с монументом «Родина-мать зовет!»… Много времени проведено в музеях Московского Кремля и Оружейной палаты, в Грузии, Армении, Узбекистане... всего не перечесть. За высокий уровень проведенных работ мне тогда было присвоено звание «Реставратор Высшей Категории». Горжусь этой наградой!

- За свою деятельность Вы получили немало званий и регалий, неоднократно награждались медалями ВДНХ… А как пришли к тому, что хотите серьезно заниматься наукой?

- Интерес к научным и технологическим исследованиям у меня проявился после того, как, по окончании института, был «распределен» на научно-технологическое предприятие и пришлось учиться применять знания на практике. Это понравилось, и в 1963 году, когда пригласили в аспирантуру, я не отказался, став первым аспирантом на кафедре, который пришел со своей темой и хоздоговором. К тому же, в середине семидесятых жизнь свела меня с очень интересным человеком. Я тогда работал начальником международного студенческого лагеря Буревестник в Сочи, а воспитателем у нас трудился доцент кафедры философии, бывший армейский политработник Михаил Лазаревич Курок. Он-то мне и подсказал, что наука всегда должна быть в приоритете, потому что в этой сфере труд оценивается исключительно по результатам.


В 1963 году я стал первым аспирантом на кафедре, который пришел со своей темой и хоздоговором.

- Помимо научной и преподавательской деятельности Вы еще известны как изобретатель. Какие из ваших идей нашли широкое применение в отрасли переработки пластмасс?

- Прежде всего, это принципиально новый класс полимерно-керамических материалов, литьевые дугостойкие композиционные материалы, материалы с уникальными свойствами на основе реакционноспособных полимеров, огнестойких и электропроводящих, модифицированных полиолефинов, связующие для прецизионного литья и производства огнеупоров, армированные пластики и углепластики, многое другое. Все эти материалы и технологии используются в металлургии, в химической промышленности, в строительстве, в энергетике и в авиации...

- Удалось ли в этом цейтноте сохранить баланс между работой и семьей?

- Ответ невозможно сформулировать коротко. Главное заключается в том, что у нас с женой много общих интересов, есть взаимопонимание и доверие. Так было в первые наши совместные годы, так остается и по сей день. Я придерживаюсь принципа, что от добра добра искать не нужно, поэтому счастлив в семейной жизни, а она – жизнь – у нас была очень насыщенная, активная, спортивная. До сих пор нам с женой нравятся волейбол, лыжи, коньки, путешествия. Конечно, не все складывалось гладко, и проблем было достаточно, но чувство ответственности преобладало, оказывалось выше возникающих сложностей. Рад, что с детьми удавалось быть «на одной волне». Они пошли по нашим стопам и сегодня в семье насчитывается уже третье поколение химиков – все учились и работают в РХТУ им. Д.И. Менделеева. Меня это воодушевляет, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее!

 50-летие кафедры

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

- Вы любите готовить?
- Не очень, но я жил в общежитии, мы все готовили там сами. Для меня еда никогда не была культом, хотя мне нравится вкусно поесть, я люблю застолья, очень часто приходилось быть тамадой.

- Любимая цифра?
- Всегда нравилось 21 декабря, потому что именно с этой даты солнце поворачивает на лето. Жизнь начинает пробуждаться, появляется надежда на более успешный год. Соответственно, цифра «21» для меня тоже особенная.

- Любимая книга?
- Историческая и мемуарная литература.

- Любимый фильм?
- Предпочитаю старые советские.

- Любимая песня?
- «Там, вдали, за рекой».

- Знаковая дата или событие в Вашей жизни?
- День Победы 9 мая 1945 года – это было грандиозное событие в Минске и 5 марта 1952 года, когда умер И.В. Сталин.

- Где Вам нравится проводить отпуск?
- В Беларуси и в Прибалтике, хотя это случается редко. Люблю море и, конечно, дачу. У нас красивый участок, где жена выращивает цветы и экзотические растения.

- Что для Вас значит успех?
- Это достичь того, к чему стремился. Поставить цель и добиться ее. Напрячься и прийти к положительному результату...

- Ваша гордость?
- Горжусь друзьями и семьей, тем, что меня знают в науке и промышленности. Это приятно. Горжусь учениками, многие из которых добились больших успехов. Горжусь тем, что вся моя жизнь была связана с «Менделеевским» университетом, где сам микроклимат всегда давал импульс к активной жизни и эффективной работе.

- Что делает Вас счастливым?
- Оптимизм. Меня все радует: друзья, семья, работа, коллегии, творчество...

- Счастье есть?
- Для меня «да», потому что многого добился в жизни.

- Что для Вас главное?
- Любить жизнь, быть активным и достойным этой жизни.

- Ваш девиз?
- «Оптимизм наше все!» Стараюсь не поддаваться сложностям, рад чувствовать себя нужным.


Материал подготовили Инна Артеменкова и Елена Пенина.
 

02.04.2021 0 61
Вернуться к списку