Poly&Pro – сообщество специалистов полимерной отрасли, где можно найти
ответы или поделиться опытом!

Людмила Ромуальдовна Люсова. Часть 1

Людмила Ромуальдовна Люсова. Часть 1

«Я продолжаю традиции своей семьи»

Новая героиня рубрики Людмила Ромуальдовна Люсова – д.т.н., профессор, заведующая кафедрой химии и технологии переработки эластомеров им. Ф.Ф. Кошелева (ХТПЭ) ИТХТ им. М.В. Ломоносова РТУ-МИРЭА, Вице-президент Ассоциации производителей клеев и герметиков РФ, изобретатель, а также очень обаятельная, изысканная женщина.
В первой части интервью Людмила Ромуальдовна приоткрывает историю своей семьи, рассказывает о традициях и ценностях, которыми дорожит.

- Людмила Ромуальдовна, расскажите немного о своих исторических корнях…

- Я родилась в семье фронтовиков, которые встретились и полюбили друг друга на фронте во время Великой отечественной войны. Мои родители – мама, Вера Ивановна Панина, и папа, Ромуальд Юльевич Гертович, люди искусства. До войны мама служила ведущей актрисой в Калининском драматическом театре, а папа оканчивал музыкальное училище при Московской консерватории, готовился в нее поступать. Но когда нужно было сделать выбор, родители, не задумываясь, ушли добровольцами защищать Родину от фашистских захватчиков. Ни у кого из них тогда не возникало мысли о том, что можно отсидеться в тылу, когда Родина в опасности. Они прошли всю войну, мама была демобилизована в 1945 году, а папа – в 1946.

- В семье велись разговоры о войне?

- Родители и их друзья-однополчане много рассказывали мне о тех событиях, и я поняла, что на войне искусство было столь же мощным оружием, как и оружие огнестрельное. Те, кто умел хорошо играть на каком-либо инструменте, петь или танцевать, а среди солдат были отличные исполнители, выступали во время затишья и временной обороны в любую погоду зимой и летом: в лесу, на земле или на грузовиках.

Папа играл на скрипке, а мама принимала участие в маленьких сценках из различных спектаклей. Однажды около Погорелого Городища – недалеко от г. Твери, когда надо было взять очередную высоту, на которой засели фашисты, руководство попросило папу с товарищем, тоже скрипачом, отвлечь музыкой. Был приказ подползти к немецким позициям ближе... И они поползли… со скрипками… А прикрывал музыкантов полковой комиссар полковник Г.Н. Мишенев. Папу с товарищем тогда попросили играть немецкую музыку, но перед войной её запрещали, поэтому в репертуаре ничего подобного не было. Тогда скрипачи заиграли вальсы Штрауса, которые в Германии уважали. Что странно: немцы слушали очень тихо и внимательно, зато потом, когда группа ползком отходила к себе, обрушили море огня, но наши солдаты успели перегруппироваться, и высота была взята. К сожалению, полковник этого так и не узнал – он был убит.

С семьей. Л.Р. Люсова на руках у дедушки (со стороны мамы), а также – мама, папа и бабушка (со стороны папы). 1953 год.

- Мама служила вместе с отцом?

- Да, в одном полку – в 3-м стрелковом батальоне 31-й Армии 3-го Белорусского фронта. Она, как и папа, тоже была стрелком, а потом – санинструктором, вытаскивала раненых с поля боя. Ей много досталось на фронте… Но самое страшное, по маминым словам, она испытала, когда часть вошла в село подо Львовом, и все увидели истерзанные, изуродованные трупы стариков, женщин и детей, а неподалеку – еще дымящийся сарай, в котором сожгли порядка сотни жителей. Навстречу нашим солдатам бросился с проклятиями какой-то старик. Им оказался 16-летний юноша, поседевший от перенесенного. Он рассказал о зверствах якобы советских солдат. На самом же деле это были переодетые в советскую форму банды Бандеры. Вот так «воевали» в те времена бандеровцы… Также поступают и их последователи на территории современной Украины сейчас.

Мои родители были награждены боевыми наградами: медалью «За боевые заслуги», пятью медалями за освобождение городов, в том числе – «За освобождение Кенигсберга» – города-крепости, «взять» который было очень трудно. Поэтому медаль «За Кенингсберг» была им особенно дорога… Еще, конечно, были ордена в связи с памятными датами со дня окончания ВОВ.

- Как сложилась их судьба после войны?

- Папа окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу скрипки у Елизаветы Фабиановны Гнесиной и работал солистом в Москонцерте, а также в симфонических оркестрах. Эту деятельность он совмещал с педагогической практикой – преподавал в детских музыкальных школах и училищах. Был удостоен звания «Заслуженный работник культуры РФ». А мама после войны уже не вернулась к артистической деятельности, полностью посвятив себя семье, заботе о муже. Как и подобает любящей женщине, она помогала папе во всем, в том числе и в работе, в уходе за близкими, воспитывала дочь… И я ей, безусловно, за это очень благодарна.

С любовью вспоминаю дедушку и бабушку Паниных – по маме. До революции они окончили Варшавский университет, так как в то время Варшава, как, собственно, и вся Польша, входила в состав Российской империи. Дедушка отучился на естественно-научном факультете и стал химиком. Впоследствии профессорствовал в Петербургском университете. Бабушка окончила физико-математический факультет и со временем стала директором гимназии, а затем – школы. Они воспитали трех прекрасных дочерей и для меня всегда являлись примером любящей и добропорядочной семьи.

Не менее достойными были дедушка и бабушка со стороны папы. Дедушка – поляк по национальности, но его семья с XVII века жила в Москве. Он был коммунистом, прошел Первую Мировую и гражданскую войны, работал главным механиком на обувной фабрике. По ложному доносу в 1938 году его, как «польского шпиона», арестовали и расстреляли на Бутовском полигоне, а реабилитовали в 1954 году... Бабушка с папой прошли все круги ада как семья врага народа. Бабушка – хрупкая интеллигентная женщина, знавшая пять иностранных языков – работала прачкой и посудомойкой, а затем – агентом Госстраха.

У обеих моих бабушек и дедушки между собой были удивительно теплые дружеские отношения. К сожалению, бабушки умерли относительно молодыми в один год, и даже в один месяц. Мне тогда было всего 10 лет…

- Остались ли после них какие-то традиции?

- Да. Одну из них я продолжаю вот уже многие годы – занимаюсь педагогической деятельностью, к которой практически все в семье, начиная с прадедушек, имели отношение. Поэтому особенно дорожу победой во Всероссийском конкурсе «Золотые Имена Высшей Школы» 2022 года в номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы». Горжусь своими корнями и считаю, что вытянула счастливый билет, появившись на свет в такой достойной семье.

- Как вспоминаются детские годы?

- С огромной теплотой и благодарностью родителям – чутким и понимающим людям, которые очень тонко руководили моими увлечениями, без давления, не настаивая ни на чем. Хотя знаю, что папа в свое время очень хотел, чтобы дочка стала музыкантом. Он говорил, что я талантливее всех его учеников. Да я и сама долгое время мечтала быть певицей – у меня был настоящий сильный русский голос, как у Людмилы Зыкиной. Но, как говорится, человек предполагает, а жизнь располагает… После перенесенной ангины пострадали голосовые связки и голос изменился. Пришлось менять и планы на жизнь. Зато свободу, которую родители предоставляли в детстве, я впоследствии очень оценила.

- Когда Вы увлеклись химией?

- Как только она стала школьным предметом. Это были 60-е годы прошлого века, и химизация страны была возведена в государственную политику…

К тому же дедушка интерес поощрял, мечтая, чтобы химия стала моей профессией. Но основное, конечно, – это прекрасный учитель. В выборе профессии он определяет очень многое. И хотя я училась в спецшколе № 613 с углубленным изучением иностранного языка, директор – Ольга Николаевна Скрипченко – так интересно преподавала этот предмет, что сумела увлечь. Уже тогда я поняла, что химия – великая наука, за которой будущее.

Все эти факты сложились в единый паззл в моей юной голове, и выбор профессии был предопределен.

Научная группа доцента Глаголева В.А. 1984 г. Слева направо: В.А. Глаголев, студенты М. Глазунова, С. Спиридонова, ассистент Л.Р. Люсова

- А как Вы определились с выбором вуза?

- Я всегда хотела поступать в МГУ. Однако школьные выпускные экзамены, а их у нас тогда было шесть, закончились всего лишь за день до вступительных в МГУ, которые в тот год проводились в июле, а не в августе, как в других вузах. При поступлении необходимо было выдержать также шесть экзаменов. Согласитесь, что сдавать двенадцать испытаний подряд без перерыва на отдых – это весьма и весьма сложно. Поэтому я воспользовалась советом моей учительницы Гилли Евсеевны, дружившей с племянником Лилии Брик и его женой, которые работали в Московском институте тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (бывшем втором МГУ), и приняла решение поступать именно в этот вуз, который в то время ни в чем не уступал МГУ.

В выборе кафедры технологии резины мне помог ее заведующий – выдающийся химик и технолог, один из создателей отечественного синтетического каучука – Федор Федорович Кошелев, который почти час убеждал меня в перспективности специальности. Он очень трепетно относился к качеству знаний абитуриентов и старался привлечь на кафедру как можно больше медалистов. Вот так я и поступила…

- Ну, а потом были студенческие годы...

- Да, счастливые, надо заметить, студенческие годы. Их я вспоминаю, прежде всего, общением с выдающимися личностями и учеными мирового уровня, преподававшими в то время. С однокурсниками тоже было весело. В мое время студенческая группа представляла дружный коллектив, который был всегда и везде вместе – не только на занятиях, но и в походах, во время посещения выставок, музеев и театров. Даже уборку картошки и других овощей теперь вспоминаю с теплотой и ностальгией. Например, после первого курса нас направили на сбор помидоров в Крым. Большинство ребят на море никогда не были, поэтому оказались счастливы много и упорно трудиться на солнцепеке. Все неудобства и трудности компенсировали поездки на пляж.

- Расскажите, пожалуйста, о том, как складывался путь в профессии.

- Наверное, его можно описать строчкой из известной песни:

«Так как же это вышло-то,
Что всё шелками вышито
Судьбы моей простое полотно?»

После окончания МИТХТ им. М.В. Ломоносова с красным дипломом я по распределению осталась работать на родной кафедре технологии резины в должности инженера проблемной лаборатории, затем – младшего научного сотрудника. Параллельно работала над диссертацией, которая выполнялась по заданию промышленности и была связана с созданием отечественных клеев для крепления резины к металлу на основе хлоркаучуков. Работа велась в содружестве с Научно-исследовательским институтом резиновой промышленности, возглавляемым в то время видным деятелем советской резиновой промышленности Анатолием Прокофьевичем Богаевским (за глаза его называли Бог), а внедрение проходило в Ереване на НПО «Наирит», где я дневала и ночевала. После защиты кандидатской диссертации осталась работать на кафедре в должности ассистента, затем – доцента. Защитив в 2007 году докторскую, стала профессором, а с 2008 года, после перехода завкафедрой Анатолия Ефимовича Корнева на должность профессора кафедры, меня выбрали ее заведующей.


ОФИЦИАЛЬНО:
Людмила Ромуальдовна Люсова – автор более 200 научных статей, обзора в ЦНИИтэнефтехим. На ее счету 25 авторских свидетельств и патентов, ежегодные выступления с пленарными докладами на научно-технических конференциях.
Под руководством Л.Р. Люсовой защищена 21 кандидатская диссертация. В настоящее время – консультант диссертации на соискание степени доктора технических наук.

- Какой момент в карьере считаете переломным?

- Наверное, это был момент после защиты кандидатской диссертации. Тогда ведущий профессор нашего института Анатолий Анатольевич Донцов рекомендовал меня Анатолию Евгеньевичу Чалых в институт АН СССР как талантливого научного работника. Передо мной встал принципиальный выбор – педагогическая деятельность или серьезная научная работа. Конечно, я понимала, что мое серьезное развитие как научного сотрудника может быть только в Академии наук. Осознавала также, что педагогическая работа имеет много нюансов, которые не позволят мне полностью развить творческий научный потенциал. После долгих и мучительных раздумий я все же выбрала педагогику, которая влекла меня всегда. Иногда потом жалела… Но, в целом, считаю, сделала правильный выбор, ведь мои нереализованные возможности в полной мере восполняют мои ученики. А в настоящее время, в рамках выполнения докторских, кандидатских и магистерских диссертаций, мы тесно сотрудничаем с академиком А.Е Чалых и с Институтом физической химии и электрохимии имени А.Н. Фрумкина РАН, где он работает. Так круг и замкнулся.

- Бывали ситуации, когда требовалась помощь наставников?

- Я считаю, что без помощи наставников не может обойтись ни один серьезный специалист. Помню, у нас работал уникальный ученый и преподаватель Иван Михайлович Агаянц. Так вот, он часто цитировал высказывание Исаака Ньютона: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Я же всю свою жизнь проработала на кафедре, где неуклонно следовали принципу И. Гёте: «Учатся у тех, кого любят», а потом и Билла Гейтса, который утверждал: «Каждому нужен тренер. Неважно, кто ты — баскетболист, теннисист, гимнаст или игрок в бридж». Считаю такой подход правильным.

К сожалению, не все современные преподаватели воспринимают это. У молодежи зачастую бытует мнение, что старшее поколение безнадежно устарело и у них учиться нечему, а они и сами с усами. Это не лучшим образом отражается в научной работе, когда начинают изобретать велосипед. Мои наставники – заведующий кафедрой Анатолий Ефимович Корнев, мой руководитель, а впоследствии муж, Владимир Алексеевич Глаголев, доцент Николай Степанович Ильин, да и многие другие... Я всегда прислушивалась к их ценным советам.

Продолжение: Людмила Ромуальдовна Люсова. Часть 2.

Материал подготовила Елена ПЕНИНА.
Фото из личного архива Л.Р. Люсовой.


19.06.2023 0 709
Вернуться к списку